ГОРОД II ДОРОГ

Выставочный проект студентов по итогам авторского курса
Артура Бондаря и Оксаны Юшко
"Архитектура персонального проекта"

Академия документальной фотографии и фотожурналистики "Фотографика"
Санкт-Петербург
C 20 по 26 июня 2016 года у студентов Фотографики проходил интенсивный курс Артура Бондаря и Оксаны Юшко "Архитектура персонального проекта". В рамках интеснива, который является обязательным для двух образовательных программ Фотографики - продвинутого и онлайн курсов - студенты проделали сложный и увлекательный путь от идеи до ее реализации в выставочном формате. Выставку ГОРОД || ДОРОГ можно посмотреть в течение всего лета в Галерее "Фотографика" (Лиговский 25, вход с Ульяны Громовой, первая арка, код 2945В; телефон 981 2945). Здесь же вашему вниманию представлена интернет-версия получившегося коллективного проекта.
Дорога внутри города соединяет людей и пространство, несет в себе информацию из прошлого, для кого-то ассоциируется с детством, с местами, где когда-то был, а для большинства это просто улица, по которой мы ходим изо дня в день. Город дорог - это наш с вами привычный мир, чужой, но который может стать своим, если мы остановимся ненадолго и посмотрим вокруг.

Человек современного города находит среди вороха воспоминаний неожиданное удовольствие, проходя по старой мостовой, заглядывая в окна и лица прохожих, и улавливая связь между надписью на стене и своим внутренним миром, городом, в котором каждый из нас выбирает свою собственную дорогу.
Василиса Карпова
Санкт-Петербург/Россия

"Тени прошлого"
Улица Куйбышева - одна из самых старых улиц Санкт-Петербурга. Заложенная еще при Петре Первом, улица Куйбышева с 30хгодов 18 века называлась Дворянской, потом, с середины 18 века - Большой Дворянской. В 1918 году внезапно она стала 1й улицей Деревенской Бедноты. Давно перестроенная, теперь в основном состоящая из домов эпохи модерна, она зеркало прошлого города.
Наталья Дубовик
Санкт-Петербург/Россия

"Дорога в доме"
Это серия про Петра I, жадность и Леонтия Бенуа.

Когда царь Петр заложил новый город в дельте Невы, он мечтал видеть его открытым, с площадями и прямыми улицами, на которых каменные дома построены "сплошною фасадою", в один ряд. Эта традиция сохранялась очень долго, особенно в центре Петербурга. С середины XIX века началось строительство большого количества доходных домов, приспособленных специально для сдачи в аренду. Квартиры по парадному фасаду с видом на улицу или набережную предназначались для жильцов побогаче, а дворовые флигели - для тех, кто не мог себе этого позволить, а также для прислуги и обслуживающего персонала. Для того, чтобы получить максимальную прибыль, почти все пространство участка застраивалось. Именно так возникли "парадные" (подъезды) и чёрные ходы, а также дворы-колодцы. Двор-колодец создает оптический эффект подзорной трубы, в которой небо становится ближе и ярче. Дворы-колодцы - это Питерское изобретение, в котором пересекаются пространство и время, это спрессованная история города.

Три фотографии этой серии были сделаны внутри одного доходного дома, построенного в 1899 году архитектором Леонтием Бенуа по заказу Страхового Общества "Россия". В квартире этого доходного дома снимали фильм "Собачье сердце".
Екатерина Пряничникова
Москва/Россия

"Пальцем в небо"
Серия фотографий о улице Джона Леннона и людях, которые приходят взглянуть на нее.
Основатель улицы - Николай Васин, единственный законный владелец альбома Джона Леннона с автографом автора на территории РФ. Он получил пластинку в ответ на свое письмо. С той поры Васин начал борьбу с городскими властями за право проживать на улице Леннона.
Сначала он пытался сделать это законным способом, выступив на заседании топонимической комиссии Петербурга с предложением переименовать улицу Марата в улицу Леннона. Но чиновники были непоколебимы: улицы можно называть именами лишь тех людей, которые имели непосредственное отношение к городу на Неве.

И тогда Николай нашел табличку "Улица Джона Рида", поскоблил ее, подкрасил и повесил у себя во дворе: Улица Джона Леннона. А чтобы ни у кого претензий не возникало - поставил указатель в небо, дескать, не по земле эта улица проходит и под юрисдикцию чиновников не попадает. И появился на улице Пушкинской портал на улицу Леннона.
Анастасия Петрович
Санкт-Петербург/Россия

"Дорога жизни"
Шоссе А128 идет от города Санкт-Петербурга до берега Ладожского озера. В годы Великой Отечественной войны примерно по этим же местам пролегала узкая мощеная дорога, по которой в блокадный Ленинград везли продовольствие и оружие, а из города эвакуировали детей, женщин и раненых. Частично дорога пролегала через озеро к деревне Кобона. Местом съезда автомашин на ладожский лед принято считать Вагановский спуск, где установлен монумент «Разорванное кольцо»
Аля Балаева
Санкт-Петербург/Россия

"БП П.С "
Большой проспект-это одна из главных магистралей Петроградского района. На рубеже 19-20 века шла его масштабная застройка, в результате которой он превратился в респектабельную торговую магистраль с крупными доходными домами и магазинами. Гуляя по Большому проспекту, в его витринных окнах я увидела интересное взаимодействие отражений, пересечение нескольких пространств.
Оксана Юшко
Москва/Россия

"Остров"
Я иду по острову в городе, который совсем не знаю…вернее знаю совсем чуть-чуть…кто-то говорил, что видеть, как мимо несутся машины, это уже немножко жить… а я ушла подальше от них и пытаюсь найти знакомые тихие улицы, заглядываю в окна, пытаюсь вспомнить… но я здесь никогда не была… останавливаю людей, спрашиваю про их любимые места, куда они ходят, когда вырываются из объятий очередной суеты…они здесь живут, и я тоже здесь…не живу, но останавливаясь поговорить с прохожими, немного вторгаюсь в их жизнь, а значит наполняюсь их смыслами…
Татьяна Ткачева
Минск/Беларусь

"Парнас"
Парнас – это исторический район Санкт-Петербурга. Во времена Екатерины Великой на этом месте был насыпан холм с видовой дорожкой. Сейчас Парнас – это ничем не отличающийся индустриальный район с бесконечной безликой стройкой. Долго прогуливаясь среди больших высотных домов, я нашла исчезающую улицу, окруженную маленьким лесом. Там происходила совсем другая жизнь. Вернувшись на следующий день, я нашла альбом с исчезающими, как эта улица, фотографиями. В проекте представлен визуальный образ исчезающего пространства, составленный из моих переживаний и диалога с ним.
Елена Палачева
Санкт-Петербург/Россия

«WОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ »
Очень часто, когда мы смотрим на памятники и достопримечательности, мы забываем обернуться и посмотреть туда, куда обращен своим лицом или фасадом осматриваемый нами объект. Что находится позади нас - остаётся вне поля зрения и интереса. В этой истории я попыталась совместить два измерения, разные места Московского проспекта, обращенные друг к другу. Совместить вручную, с помощью маленького карманного зеркала.

Все эти памятники – одни из главных знаковых мест дороги, по которой я часто ездила на трамвае к бабушке с дедушкой, ходила пешком до метро, въезжала и выезжала из города в направлении дачи или аэропорта. В названии проспекта слышится столица. Вместе с Ленинградским проспектом в Москве, они словно два отражения, обращенные друг к другу.
Эмиль Хафизов
Санкт-Петербург/Россия

"628 метров"
По задумке Петра I транспортное сообщение в Петербурге должно было проходить только по рекам и каналам. Фонтанка была частью этой сети. До середины 1760-х она была южной границей города.
Фонтанка и Летний сад тесно связаны. Фонтаны Летнего сада дали название реке, именно она питала их. Летний сад граничит с Фонтанкой на протяжении 628 метров, при общей протяженности реки в 7, 6 километров.
Филиппо Валоти-Алебарди
Москва/Россия

"SPACE INVADERS"
Space Invaders ("Космические захватчики") - это проект о спальном районе на Юго-Западе Санкт-Петербурга, о месте которое могло бы заинтересовать лишь агентов по недвижимости и потенциальных покупателей, но вместо этого оказалось в центре бурной общественной дискуссии. Это проект о районе вокруг моста через Дудергофский канал, который решением властей города обрел особое имя и символическое значение. Обычный, лишенный каких-либо значимых архитектурных характеристик, мост получил имя Ахмата Кадырова, первого президента Чеченской Республики и отца нынешнего главы Республики.

Но не меньше самого моста, важен контекст, в котором он находится. Как символический, так и физический. Район из новостроек и будущих жилых копмлексов, который не имеет имени, но уже обрел известность, пугает своей пустотой и необижитостью. Его огромные улицы-автобаны ведут к таким же огромным домам-монолитам, в которых человек кажется лишь маленькой и ничего незначащей песчинкой. Такая эстетика характерна для тоталитарных и авторитарных режимов прошлого - этим отличалась сталинская архитектура, архитектура времен Гитлера и Муссолини.
Проект называется Space Invaders, это название отображает мои личные впечатления от этого места и отсылает к культовой аркадной игре конца 1970-х годов. Понятие "space" здесь означает не только "космос", но и "пространство". Это проект о пространстве, которое было захвачено некой неизвестной высокотехнологичной цивилизацией, которая превратила этот район в огромную пустынную территорию, в место, где царствует техника и камень, где человек не центр внимания, а лишь песчинка, функция, обслуга для огромной и непрекращающейся стройки
Анастасия Вовк
Санкт-Петербург/Россия

" MILLENIUM "
Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге сильно отличается от остальных железнодорожных станций города. В отделке главного Светового зала и остальных помещений использованы приемы архитекторов-модернистов начала прошлого века: корабельные перила, мощные столбы-опоры, круглые окна. Всё это делает уникальное здание вокзала изнутри больше похожим на грандиозный корабль. Идея проекта в том, чтобы размыть границы реального здания вокзала и фантазийного плывущего по морю корабля, где пассажиры поезда превращаются в путешественников на морском судне.

На создание проекта меня вдохновила история, имевшая место в Германии в 1900 году. Фирма по производству шоколадных продуктов стартовала необычную кампанию для привлечения клиентов. В каждую упаковку шоколадных конфет или какао вкладывали открытку с изображением того, как люди будут жить через 100 лет в 2000 году. На 12 красочных карточках были представлены различные сцены будущего, среди которых была корабельно-железная дорога, проходящая через море.
Валя Панкова
Москва/Россия

"2ЛИЗА2"
Когда две персональные траектории пути пересекаются, рождается третий путь - общий. Не имеет значения, где именно происходит такая встреча, это может быть какая угодно точка, в каком угодно городе. Лиза и Лиза. 19 и 18. Лиза приехала в этот город и познакомилась с Лизой. В день, когда случай свёл меня с ними, Лиза и Лиза столкнулись после продолжительного молчания, которое они не планировали прерывать, но прервали.

Город формирует идентичность. Открытое взаимодействие между людьми - необходимая часть этого процесса. Триптих 2ЛИЗА2 об этом взаимодействии.
Светлана Булатова
Санкт-Петербург/Россия

"12"
Улица Александра Блока расположена в Коломне – историческом районе Петербурга, где сохранилась часть застройки XVIII века: «не столица и не провинция; кажется, слышишь, перейдя в коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желания и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка».

Кстати сам поэт на этой улице не жил вовсе, но последняя его квартира неподалеку – на другой стороне реки Пряжки. Именно здесь за три года до своей смерти Александр Блок написал поэму, принятую считать вершиной его творчества – «12», посвященную революции 1917 года.
Протяженность улицы Блока небольшая: на двухсот сорока метрах стоят несколько доходных домов позапрошлого века, общежитие, пром-зона, оружейный магазин и стрелковый центр.
Кристина Шаткова
Санкт-Петербург/Россия

"НЕ ОН"
Ночь. Лиговский проспект.
Манит людей
То в рай, то в ад
Неон.
Екатерина Максимова
Москва/Россия

"Гиблое место"
Мазут на поверхности Обводного канала. С давних пор Обводный канал в Санкт-Петербурге, бывшая водная дорога, считается гиблым местом. Когда-то здесь было карельское капище, которое разорили шведы. И вот с 1923 года каждые десять лет здесь происходят самоубийства. Гиблым это место можно назвать и с экологической точки зрения. Пересекая промышленные кварталы, Обводный канал собирает все сточные воды и нечистоты
Эльвира Грималовская
Великий Новгород/Россия

"Поток"
В глазах провинциала потоки людей на улицах крупных городов выглядят обезличенными. Я живу в небольшом по сравнению с северной столицей городе. И каждый раз, приезжая в Санкт-Петербург или Москву, привлекают моё внимание толпы спешащих людей. Приходится вливаться каплей дождя в буйную реку. Сила ее нескончаема, лишь затихает к глубокой ночи на несколько часов.
На примере фотографий пешеходного перехода в центе Санкт-Петербурга на Лиговском проспекте хотела показать, как жители города представляются потоком, в котором можно разобрать лишь брызги или блики на поверхности.
Абсурд в том, что за геометрией волн, состоящих из людей невозможно разглядеть каждого человека, уникального самого по себе. Чем крупнее город, чем плотнее население, тем «дальше» люди друг от друга, становятся незаметнее, как личности. Снимая с одной точки на одной из крупных артерий города можно показать единство и противопоставление двух потоков: пешеходов и автотранспорта. И там, и там люди, но обе волны не могут существовать одновременно в одном месте. Так же, как и любой человек может выбрать только один путь из множества.
Артур Бондарь
Украина/Россия

"Марсово поле"
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю,
Лоскутья сих знамён победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.

Пушкин А.С. «Медный всадник»

Земля эта раньше была обычным заболоченным местом с деревьями и кустарниками. Но после строительства каналов, по приказу Петра I, ее осушили, выровняли и засеяли травой. На Марсовом поле проходили военные смотры и парады, массовые народные гуляния, и погребение жертв февральской революции. «Петрополь превратился в некрополь» - шептались люди в городе. Мемориальный комплекс «Борцам революции» стал архитектурным центром парка. Многие эзотерики считают что пирамидообразная форма памятника способствует скоплению негативной энергии «проклятого места». Не смотря на это, сегодня парк полон отдыхающих, которые удобно располагаются не только на его зелёных газонах, но и на гранитных конструкциях мемориала. Для меня это место перемешалось с ощущениями прошлого и настоящего, жизни и смерти… гуляя по дорогам парка, я будто переносился во времена батальных сцен, со свистящими пулями и рвущимися снарядами вокруг. С солдатами бегущими в атаку и падающими сраженными вражескими пулями посреди поля, не добежав до первых рубежей противника, в то время как Марс потирал свои ладони созерцая это зрелище.
Уля Соколова
Санкт-Петербург/Россия

"Квартира 13"
В центре Петербурга большинству домов уже больше сотни лет. За сто лет состав жильцов меняется до неузнаваемости: люди стареют, умирают, переезжают с места на место... Часто жители этих домов не знают, кто жил здесь до них, и только ночной скрип половиц напоминает о том, что не ты здесь первый и не ты последний. Мой проект рассказывает о квартире номер тринадцать в одном из домов Петроградской стороны. Эта история вошла в мою жизнь, когда я искала съёмное жильё, и её автор - не только я, но и призраки прошлого, которые живут в тринадцатой квартире.
Ася Марченко
Санкт-Петербург/Россия

"Созвездие большого города"
Однажды на Загородном проспекте я наткнулась на странный двор, который, даже со временем, я никак не могла понять. Двор представляет собой довольно большую территорию и окружен, помимо Загородного проспекта, Гороховой улицей, набережной реки Фонтанки и Бородинской улицей. Когда я пришла в этот двор, там шла своя жизнь.Рядом с новыми постройками, детским садом, располагались разрушенные здания, разрисованные уличными художниками, и пустыри.
Для меня это место символизировало какую-то «не городскую» жизнь, - тишина, деревья, пустыри, дети, играющие с мячом, - всё это вызывало ностальгию по детству. Во время моего исследования, я обнаружила на одной из стен дома наклеенные картинки, которые складывались в созвездие Большой Медведицы.

Каждая звезда представляла собой несколько работ разных стилей, направлений, культур. На следующий день картинки исчезли, оставив пробелы в созвездии. Эта работа, оставленная на стене кем-то, послужила ключом к моему пониманию этого места. На мой взгляд, этот двор, как и созвездие, объединяет разные стороны жизни города. Фотографии, снятые в этом месте – это та сторона жизни двора, которая открылась мне, которую мне удалось узнать.
Отзывы кураторов и студентов о курсе:
Куратор курса и выставки Артур Бондарь: "Спасибо за наш общий ГОРОД || ДОРОГ. Спасибо что вы были с нами, старались, мучались, творили и учились мыслить шире. Мы с вами продолжаемся двигаться дальше по нашим маленьким жизненным дорогам и надеемся, что они ещё не раз пересекутся!"

Татьяна Ткачева, студентка онлайн курса Фотографики: "Интенсив с Артуром Бондарем и Оксаной Юшко завершился. Выставка открыта. Лекции прочитаны. 7 прекрасных дней про фотографию и не только. Это было круто! Артур и Оксана, вы удивительные. Спасибо вам! Спасибо Академии Фотографика и всем студентам за возможность поработать в таком коллективе!"

Наталья Дубовик, студентка продвинутого курса Фотографики: "Любимая Фотографика, спасибо за интенсив от двух суперменов, вернее супервумен Оксаны Юшко и супермена Артура Бондарь. Теперь я знаю, как запускать в космос то, что кажется незапускаемым: как придумать и снять проект быстро, как организовать выставку и получить от этого удовольствие. И еще за полезный совет от супервумен о том, что если что-то не получается, нужно идти праздновать".
Made on
Tilda